 Выполняя задачу, поставленную Верховным еще в ноябре 1944 года, "Добить фашистского зверя в его собственном логове и водрузить над Берлином Знамя Победы!", в рейхстаг почти одновременно ворвались части 171-й стрелковой дивизии полковника Негоды и 150-й стрелковой дивизии генерал-майора Шатилова (79-й корпус 3-й ударной армии 1-го Белорусского фронта). И вот уже Жуков доложил Сталину, что "части 3-й ударной армии заняли главное здание Рейхстага и в 14:25 30 апреля подняли на нем советский флаг".
Потом исследователи установили, что знамен, наспех изготовленных в частях и подразделениях, штурмовавших рейхстаг, было несколько. Ни солдаты, ни их командиры толком и не знали, сколько их было таких знамен, изготовленных из кумача, взятого в немецких галантерейных лавках.
По словам главного хранителя Знамени Победы, ветерана Великой Отечественной войны Аркадия Николаевича Дементьева, первыми на крышу немецкого парламента 30 апреля поднялись бойцы 79-го стрелкового корпуса под командованием капитана Макова: Минин, Бобров, Загитов и Лисиминенко. Вероятно, первое Знамя Победы было укреплено над самым высоким скульптурным изображением рейхстага — Богиней Победы.
Потом то же самое проделывали и другие. Штурмовой флаг 150-й Идрицкой стрелковой дивизии, водруженный Алексеем Берестом, Михаилом Егоровым и Мелитоном Кантария оказался четвертым. Он взвился в берлинское небо около трех часов утра 1 мая и устоял после ночного вражеского артобстрела крыши рейхстага, в результате которого был разрушен стеклянный купол и уничтожены три других победных флага.
Некоторые публицисты в истории с водружением Знамени Победы склонны видеть едва ли не заговор и попытку сознательно запутать вопрос о людях, первыми поднявшими его над куполом рейхстага. Представляется, что это не совсем так.
Подвиги Гастелло и Матросова оказались не первыми, что не делает их героизм "вторичным". Такого просто нет в природе. В случае со Знаменем Победы тоже. Да, потомки хотят знать правду о войне и имена своих героев, но в отличие от честолюбия спортсменов, непременно стремящихся быть первыми, у воинов преобладает другой стимул.
Пропаганда военного времени нуждалась в конкретных именах и получала их. Для этой цели были безразличны первенство и личные амбиции. Возможно, что, эксплуатируя эти чувства и настроения, пропаганда оказывалась абсолютно права в главном — не воздать по заслугам отдельному индивиду, а показать, что Победу ковали всем миром.
В глубинном смысле Знамя Победы водрузил каждый: и молоденький пограничник из Брестской крепости, принявший пулю на рассвете 22 июня 41-го, и блокадный ленинградец, и эвакуированный за Урал рабочий. Все выжившие и не дожившие до светлого часа Победы. Скажем им всем: Спасибо!
На известной фотографии Евгения Халдея «Знамя Победы над Рейхстагом» запечатлены бойцы 8-й гвардейской армии Алексей Ковалев, Абдулхаким Исмаилов и Леонид Горичев. Евгений Халдей для ТАСС сделал фотоснимки 2 мая 1945 уже после завершения уличных боев. Фотограф попросил первых встреченных солдат помочь ему сделать фотоснимки для хроники. Знамя, которое на фотографии держит Алексей Ковалев, фотограф привез с собой.
|